Отдел культуры Слонимского районного исполнительного комитета
Начальник – Данильчик Галина Васильевна, тел. 8(01562) 5 06 60
Приёмная, тел. 8(01562) 5 06 63
Реквизиты:
г.Слоним, ул.Красноармейская, 40, тел. факс 8 (01562) 5 06 63
e-mail: kultura@slonim.gov.by
р/счBY94AKBB36045250006154100000
ЦБУ № 422 филиала № 402 ОАО «АСБ Беларусбанк»
код банка AKBBBY21402, УНН 500054474, ОКПО 02234084
Аддзел з’яўляецца юрыдычнай асобай, мае пячатку з выявай Дзяржаўнага герба Рэспублікі Беларусь і са сваім найменнем.
Аддзел каардынуе дзейнасць устаноў і арганізацый культуры і мастацтва, супрацоўнічае ў межах сваей кампетэнцыі з грамадскімі аб'яднаннямі, іншымі юрыдычнымі, а таксама фізічнымі асобамі.
У веданні аддзела знаходзяцца ўстановы і арганізацыі культуры і мастацтва камунальнай уласнасці, дзеючыя на тэрыторыі раёна.
Аддзел у сваёй дзейнасці кіруецца Канстытуцыяй Рэспублікі Беларусь, законамі Рэспублікі Беларусь, дэкрэтамі і указамі Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь, рашэннямі Урада Рэспублікі Беларусь, іншымі нарматыўна-прававымі актамі і дадзеным Палажэннем.
Асноўнымі мэтамі і задачамі аддзела з’яўляюцца:
Аддзел у адпаведнасці з ускладзенымі на яго задачамі здзяйсняе наступныя функцыі:
В
2024 году был принят ряд нормативных правовых актов, которые существенным
образом изменяют правовое регулирование экскурсионного обслуживания.
Так,
22 апреля 2024 г. был принят Закон Республики Беларусь
№ 365 «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности»,
текст которого доступен по следующей ссылке: pravo.by.
Данный
Закон, прежде всего, внес изменения в перечень видов деятельности, которые не
относятся к предпринимательской.
Данный
перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Более
того, в данном перечне не предусмотрено ни экскурсионное обслуживание, ни
туристическая деятельность. Следовательно, эти виды экономической деятельности
осуществляются
на общих основаниях – посредством ведения предпринимательской деятельности.
Также
отмечаем, что пункт 1 статьи 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь
расширяет возможности осуществления индивидуальной предпринимательской
деятельности (то есть без образования юридического лица) посредством:
1)
государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
2)
уведомления налогового органа в соответствии с налоговым законодательством о
применении особых режимов налогообложения для осуществления:
самостоятельной
профессиональной деятельности, при осуществлении которой гражданин не имеет
нанимателя и не привлекает иных физических лиц по трудовым и (или)
гражданско-правовым договорам;
ремесленной
деятельности в порядке и на условиях, определенных Президентом Республики
Беларусь;
3)
принятия решения районного исполнительного комитета
об осуществлении гражданином деятельности по оказанию услуг в сфере
агроэкотуризма в порядке и на условиях, определенных Президентом Республики
Беларусь.
При
этом экскурсионное обслуживание согласно приложению 1
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457
«О видах индивидуальной предпринимательской деятельности» отнесено к видам
деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального
предпринимателя. Текст постановления в актуальной редакции доступен по
следующей ссылке: mst.gov.by.
Таким
образом, физические лица вправе осуществлять экскурсионное обслуживание
исключительно в качестве индивидуальных предпринимателей. С такой категорией
лиц отношения выстраиваются
на основании гражданско-правовых договоров.
В то
же время учитывая, что экскурсоводы и гиды-переводчики также относятся к
категории служащих, занятых в организациях туризма, такие лица оказывают
экскурсионное обслуживание при исполнении своих должностных обязанностей,
возникающих по трудовому договору.
В
настоящее время Трудовой кодекс Республики Беларусь
не содержит ограничений для выполнения работы на нескольких местах работы.
Следовательно, имея постоянное место работы, физические лица также вправе
трудоустроиться в качестве экскурсоводов и гидов-переводчиков в организации,
занятые в туризме, на условиях трудового договора (контракта).
Напомним,
что Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам
предпринимательской деятельности» вступает в силу
с 1 октября 2024 г.
Важно
учесть, что вне зависимости от характера отношений (трудовые или
гражданско-правовые) к экскурсоводам и гидам-переводчикам предъявляются
требования об их аттестации (абзац второй пункта 1 и пункт 4 статьи 34 Закона
Республики Беларусь от 11 ноября 2021 г. № 129-З «О туризме»). Порядок
прохождения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию
экскурсовода, гида-переводчика, определен постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 2 сентября 2022 г. № 582 «Об экскурсионном обслуживании».
С текстом документа в актуальной редакции можно ознакомиться по следующей
ссылке:
Также
важно отметить, что 8 июля 2024 г. было принято постановление Совета Министров
Республики Беларусь № 483, которым внесены существенные изменения в Положение о
порядке и условиях прохождения профессиональной аттестации, подтверждающей
квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков.
В
частности, постановлением № 483 расширена компетенция секретаря аттестационной
комиссии по запросу информации
о совершенных преступлениях и административных правонарушениях согласно
перечням как в отношении претендентов, так и действующих экскурсоводов и
гидов-переводчиков при их обращении в аттестующий орган за изменением перечня
тем экскурсий, по которым пройдена аттестация, либо за продлением срока
действия свидетельства
об аттестации экскурсовода, гида-переводчика.
Одновременно
постановлением № 483 расширен перечень составов уголовных деяний, на предмет
совершения которых секретарем аттестационной комиссии запрашивается информация
в отношении претендентов, экскурсоводов и гидов-переводчиков. В данный перечень
включаются составы преступлений, предусмотренных в статьях 1301 (реабилитация
нацизма) и 1302 (отрицание геноцида белорусского народа)
Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Данные
меры направлены на реализацию целей, предусмотренных Законом Республики
Беларусь от 5 января 2022 г. № 146-З «О геноциде белорусского народа».
Одновременно
постановлением № 483 предусматривается, что аттестационная комиссия наделена
полномочиями по вызову экскурсовода, гида-переводчика на заслушивание по темам,
по которым пройдена аттестация, при поступлении в аттестующий орган обращений
граждан и юридических лиц, сообщений государственных органов
и иных организаций, содержащих информацию о признаках нарушения экскурсоводом,
гидом-переводчиком профессиональных и этических требований, установленных
законодательством.
В
качестве профилактических мер по экскурсионному обслуживанию и усилению
ответственности экскурсовода и гида-переводчика постановлением № 483 также
предусмотрены:
пятилетний
срок в отношении действия решения об аннулировании свидетельства в случае
установления факта грубого нарушения экскурсоводом профессиональных и этических
требований, а также недопуска к новой аттестации при привлечении к
административной ответственности при совершении правонарушений согласно перечню
(до истечения пятилетнего срока со дня вступления в силу постановления о
наложении административного взыскания);
регулирование
в части исключения информации об экскурсоводах, гидах-переводчиках, в отношении
которых принято решение
о приостановлении действия свидетельства, из Национального реестра
экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь;
порядок
действий по возобновлению работы экскурсовода, гида-переводчика после истечения
срока приостановления свидетельства;
изменение
формы бейджа экскурсовода, гида-переводчика в части его дополнения QR-кодом
(бейджи, выданные до 1 января 2026 г., сохраняют свое действие до истечения
срока действия свидетельства
об аттестации экскурсовода, гида-переводчика);
расширение
оснований для аннулирования свидетельства или приостановления срока его
действия.
В
Положении также предусмотрены случаи грубого нарушения экскурсоводом,
гидом-переводчиком профессиональных и этических требований. К ним отнесены:
проявление
неуважения к государственным символам Республики Беларусь, истории развития
белорусской государственности, культурным и духовным традициям Республики
Беларусь и сохранению ее историко-культурного наследия;
отказ
формировать представление о Республике Беларусь как
о стране, привлекательной для туристов, экскурсантов, допущение
при проведении экскурсий субъективных некорректных оценок
и высказываний о Республике Беларусь и других государствах, а также непринятие
мер по недопущению со стороны туристов, экскурсантов или иных лиц некорректных,
провокационных и иных негативных высказываний или действий;
непроявление
толерантности и такта к представителям других национальностей, культур,
традиций, взглядов и убеждений;
поддержание
неуважительного отношения с туристами, экскурсантами, представителями субъектов
туристической индустрии, другими служащими, занятыми в организациях туризма,
должностными лицами государственных органов и иных организаций, в том числе
аттестующим органом, иными физическими лицами, проявление некорректного
поведения, агрессии, негативных оценок, оскорбления, клеветы и иных негативных
действий в их адрес.
При
этом аттестующий орган в обязательном порядке запрашивает
в облисполкомах и Минском горисполкоме информацию о наличии/ отсутствии фактов
грубого нарушения профессиональных и этических требований к экскурсоводам и
гидам-переводчикам.
Срок
обработки такого запроса – пять рабочих дней со дня, следующего за днем его
регистрации. Представление ответа на запрос аттестующего органа обязательно.