ПАМЯТКА «О
требованиях законодательства по охране историко-культурного наследия Республики
Беларусь для собственников (пользователей) зданий и сооружений, имеющих
статус историко-культурной ценности»
Настоящая памятка «О требованиях
законодательства по охране историко-культурного наследия Республики Беларусь
для собственников (пользователей) зданий и сооружений, имеющих статус
историко-культурной ценности» (далее – Памятка) разработана в соответствии с
Кодексом Республики Беларусь о культуре (далее – Кодекс).
Охранные
обязательства
В соответствии с законодательством для
каждой материальной историко-культурной ценности Министерством культуры
Республики Беларусь определяются индивидуальные условия содержания и
использования, устанавливается порядок выполнения работ, иные ограничения
деятельности их владельцев (собственников) или пользователей, а также
требования по обеспечению их сохранности. Эти требования фиксируются в охранном
обязательстве по форме, установленной постановлением Министерства культуры
Республики Беларусь от 28.12.2016 № 90.
Охранные обязательства входят в пакет документов
при оформлении завещаний, договоров купли-продажи, дарения, приватизации и
других сделок с недвижимостью. При приобретении права собственности на
историко-культурную ценность новый собственник обязан в течение одного месяца
оформить охранное обязательство. Невыполнение этих условий влечет за собой
признание такой сделки недействительной. Охранное обязательство оформляется на
каждую историко-культурную ценность (статья 75 Кодекса).
Оформить
данное обязательство необходимо в структурных подразделениях
рай(гор)исполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере
культуры.
Регистрируется охранное обязательство в
горрайисполкоме. Один экземпляр выдается собственнику историко-культурной
ценности, другой хранится в отделе идеологической работы, культуры и по делам
молодежи горрайисполкома.
Охранное обязательство оформляется в
количестве 2-х экземпляров.
Перечень документов для оформления
охранного обязательства с собственниками и балансодержателями
историко-культурных ценностей (организации):
1. копия
документа, удостоверяющего личность;
2. копия
документа, удостоверяющего права собственности (регистрационное удостоверение);
3. копия
свидетельства (лицензии) регистрации юридического лица.
Охранная
доска
Одним из обязательных условий обеспечения
сохранности историко-культурной ценности является установка охранной доски, на
которой размещается информация о принадлежности этой недвижимой
историко-культурной ценности к историко-культурному наследию Республики
Беларусь.
Охранная доска изготавливается за счет
средств собственника историко-культурной ценности (статья 104 Кодекса) по
форме, установленной постановлением Министерства культуры Республики Беларусь
от 28.12.2016 № 89.
Паспорт историко-культурной ценности
На историко-культурную ценность
оформляется паспорт историко-культурной ценности единой формы, утвержденной постановлением
Министерства культуры Республики Беларусь от 28.12.2016 № 89.
Паспорт составляется научными
организациями, музеями проектными организациями, в штате которых имеются
специалисты с опытом работы по охране историко-культурного наследия.
Составление паспорта материальной
историко-культурной ценности обеспечивается за счет средств собственника (пользователя)
материальной историко-культурной ценности, землепользователя, на земельном
участке которого размещается недвижимая материальная историко-культурная
ценность (статья 100 Кодекса).
Зоны
охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей
В соответствии со статьей 105 Кодекса для
обеспечения сохранности недвижимой материальной историко-культурной ценности
устанавливаются зоны охраны этих историко-культурных ценностей.
Зоны охраны историко-культурных ценностей и их
режимы содержания и использования определяются проектом зон охраны, который
разрабатывается для данной историко-культурной ценности и утверждается
Министерством культуры Республики Беларусь. Данным проектом устанавливаются
границы, определяется площадь вблизи памятника архитектуры, в пределах которой
либо полностью ограничено строительство, либо ограничена этажность новых
сооружений.
Проект зон охраны разрабатывается за счет
средств собственников (пользователей) этой историко-культурной ценности.
Разработка градостроительной и
землеустроительной документации, а также другой проектной документации,
реализация которой может оказать воздействие на историко-культурные ценности,
без нанесения зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей
либо без их установления запрещается.
Производство
работ на объектах историко-культурного наследия
Научно-исследовательские, проектные и
ремонтно-реставрационные работы на материальных историко-культурных
ценностях и (или) в зонах охраны недвижимых историко-культурных ценностей могут
выполняться только при наличии разрешения Министерства культуры Республики
Беларусь (статья 115 Кодекса), которое выдается управлением по охране
историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Республики
Беларусь по адресу:
В целях упрощения проведения
отдельных видов ремонтно-реставрационных работ на недвижимых
историко-культурных ценностях категории «3», являющихся памятниками
архитектуры, а также работ по текущему ремонту, замене оконных и дверных
заполнений, срочным противоаварийным работам Министерством культуры Республики
Беларусь определен следующий порядок.
Поскольку разработка научно-проектной
документации на выполнение вышеуказанных работ не осуществляется, то получение
разрешения Министерства культуры Республики Беларусь на выполнение
научно-исследовательских и проектных работ на материальных историко-культурных
ценностях, предусмотренного статьей 115 Кодекса, не требуется.
В целях обеспечения соблюдения
требований Кодекса в части охраны историко-культурного наследия, в Министерство
культуры Республики Беларусь предоставляется программа работ, позволяющая
сделать выводы о том, что материалы и методика проведения работ соответствует
применяемым в реставрации.
Разработать программу работ может лицо,
обладающее соответствующими профессиональными знаниями, т.е. имеющее
свидетельство на руководство разработкой научно-проектной документации на
выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных
ценностях (список специалистов на сайте Министерства культуры Республики
Беларусь kultura.by).
Справочно:
К текущему ремонту относится деятельность,
которая производится с целью предотвращения дальнейшего интенсивного износа,
восстановления неисправности и устранения повреждений конструкций и инженерного
оборудования зданий и сооружений. Такие работы на историко-культурных ценностях
предполагают использование натурального материала (аналогичного имеющемуся
изначально). В случае, если исходный материал неизвестен, необходимо направить
заявление в Министерство культуры о разрешении на производство работ с
указанием предполагаемого материала. По результатам рассмотрения заявления
будет предложен новый материал или одобрен предложенный Вами, или будет
рекомендовано провести химико-биологическую экспертизу.
Работы по поддержанию должного
технического и санитарного состояния объектаисторико-культурного наследия (кроме работ на фасадах), в том числе работы по
их ремонту в рамках охранного обязательства, а также работы по переустройству и
(или) перепланировке жилых помещений, расположенных в зданиях, которые являются
историко-культурными ценностями (кроме работ по замене заполнений дверных и
оконных проемов, по застеклению лоджий и балконов) могут выполняться без
получения разрешения Министерства культуры Республики Беларусь.
Отчисления
за предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредственное
воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны историко-культурной
ценности
Указом Президента
Республики Беларусь от 18 октября 2007 года № 527 «Аб некаторых пытаннях аховы гісторыка-культурнай спадчыны», определено, что
собственникам (пользователям) необходимо осуществлять отчисления за предпринимательскую
деятельность, которая оказывает непосредственное воздействие на
историко-культурную ценность или зоны охраны историко-культурной ценности,
выплаты компенсаций за вред, который причиняется историко-культурной ценности
либо зонам охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей.
Средства перечисляются на расчетный счет Министерства культуры
Республики Беларусь: BY73AKBB36309000000130000000, наименование банка
ОАО «АСБ «Беларусбанк», г. Минск, ул. Дзержинского, 18, код банка AKBBBY 2X, УНП 100618574.
Ответственность
за несоблюдение законодательства Республики Беларусь в сфере охраны
историко-культурного наследия
Кодексом Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях» предусмотрены следующие меры за нарушение
законодательства в сфере охране историко-культурного наследия.
Статья
20.1.Невыполнение обязанностей по подписанию и (или) соблюдению требований охранных
обязательств Невыполнение предусмотренных законодательством о культуре
обязанностей по подписанию и (или) соблюдению требований охранных обязательств
– влечет наложение штрафа в размере до восьми базовых величин, на
индивидуального предпринимателя – до двадцати пяти базовых величин, а на
юридическое лицо – до пятидесяти базовых величин.
Статья
20.2.Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных
ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным
ценностям Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на
историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу
уничтожения, повреждения историко-культурных ценностей, – влекут наложение
штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального
предпринимателя – от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до
пятисот базовых величин.
Статья
20.3.Уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или
культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной
ценности Уничтожение, повреждение историко-культурных ценностей или культурных
ценностей, обладающих отличительными духовными, художественными и (или)
документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев для
придания им статуса историко-культурной ценности, совершенные по
неосторожности, либо их утрата вследствие небрежного хранения – влекут
наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на
индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на
юридическое лицо – до пятисот базовых величин.
Статья
20.4.Нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых
материальных историко-культурных ценностей Нарушение режимов содержания и (или)
использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей
– влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на
индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на
юридическое лицо – до пятисот базовых величин.
Статья
20.5.Несоблюдение требований об ограничении прав собственника историко-культурной
ценности Смена места нахождения (хранения), условий содержания и использования
историко-культурной ценности, за исключением историко-культурной ценности,
включенной в Музейный фонд Республики Беларусь, без согласования с местным
исполнительным и распорядительным органом либо передача историко-культурной
ценности во владение или пользование Вооруженным Силам Республики Беларусь,
другим войскам или воинским формированиям – влекут наложение штрафа в размере
от десяти до тридцати базовых величин.
Статья
20.6.Незаконный поиск и оборот археологических артефактов
1. Поиск археологических артефактов,
осуществляемый без разрешения на право проведения археологических исследований,
– влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин
с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения
административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.
2. Приобретение, продажа, дарение, мена,
залог археологических артефактов в случаях, запрещенных законодательными
актами, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности –
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с
конфискацией предмета административного правонарушения.
Статья
20.7. Нарушение
порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ Нарушение
порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ в местах,
где велись боевые действия или совершались карательные акции, – влечет
наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Ответственность за нарушение законодательства
в сфере охраны историко-культурного наследия предусмотрена и Уголовным Кодексом
Республики Беларусь:
- статья 344. «Умышленные уничтожение либо
повреждение историко-культурных ценностей или материальных объектов, обладающих
отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами
и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов для
присвоения им статуса историко-культурной ценности, – наказываются
общественными работами или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или
ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок»;
- статья 345. «Уничтожение, повреждение
историко-культурных ценностей или материальных объектов, обладающих
отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами
и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов для
присвоения им статуса историко-культурной ценности, совершенные по
неосторожности, либо их утрата вследствие небрежного хранения, повлекшие
причинение ущерба в крупном размере, – наказываются общественными работами, или
штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на
срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до одного года».