Слоним — один из старейших городов Беларуси. В Ипатьевской летописи он упоминается под 1252 г., однако следы поселения относятся еще к XI в. На территории так называемого "Замчища" или "Замка" — древней части города — археологами обнаружены следы укрепленного городища, древнего замка и остатки деревянного и более позднего каменного дворца. Эти постройки сменяли одна другую в течение XII, XIV, XVI и XVIII вв., сохраняя при этом постоянное местоположение в плане города. В монументальной архитектуре Слонима заметная роль принадлежит культовым зданиям. Некогда они входили в систему обороны города, а поэтому расположение их связано с основными площадями и улицами, переходящими в загородные дороги. Историко-культурная зона современного Слонима на севере ограничена ул. Я. Купалы, на востоке — ул. Энгельса, на юге включает бывший мужской бернардинский монастырь и ограничена ул. Банковой и пер. Аптечным, на западе в нее входят бывшая синагога и бывший женский бернардинский монастырь. Архитектурное наследие зоны — памятники XVII—XVIII вв., планировка и определенные здания, представляющие интерес. Всего на территории Слонимского района находится 90 историко-культурных ценностей, внесённых в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, из них 37 памятников архитектуры, 15 памятников истории, 39 памятников археологии.
Кодекс Республики Беларусь о культуре
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Список историко-культурных ценностей Слонимского района
ПАМЯТКА «О
требованиях законодательства по охране историко-культурного наследия Республики
Беларусь для собственников (пользователей) зданий и сооружений, имеющих
статус историко-культурной ценности»
Настоящая памятка «О требованиях
законодательства по охране историко-культурного наследия Республики Беларусь
для собственников (пользователей) зданий и сооружений, имеющих статус историко-культурной
ценности» (далее – Памятка) разработана в соответствии с Кодексом Республики
Беларусь о культуре (далее – Кодекс).
Охранные
обязательства
В соответствии с законодательством
для каждой материальной историко-культурной ценности Министерством культуры
Республики Беларусь определяются индивидуальные условия содержания и
использования, устанавливается порядок выполнения работ, иные ограничения
деятельности их владельцев (собственников) или пользователей, а также
требования по обеспечению их сохранности. Эти требования фиксируются в охранном
обязательстве по форме, установленной постановлением Министерства культуры
Республики Беларусь от 28.12.2016 № 90.
Охранные обязательства входят в
пакет документов при оформлении завещаний, договоров купли-продажи, дарения,
приватизации и других сделок с недвижимостью. При приобретении права
собственности на историко-культурную ценность новый собственник обязан в
течение одного месяца оформить охранное обязательство. Невыполнение этих
условий влечет за собой признание такой сделки недействительной. Охранное
обязательство оформляется на каждую историко-культурную ценность (статья 75
Кодекса).
Оформить
данное обязательство необходимо в структурных подразделениях
рай(гор)исполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере
культуры.
Регистрируется охранное
обязательство в горрайисполкоме. Один экземпляр выдается собственнику
историко-культурной ценности, другой хранится в отделе идеологической работы,
культуры и по делам молодежи горрайисполкома.
Охранное обязательство оформляется
в количестве 2-х экземпляров.
Перечень документов для оформления
охранного обязательства с собственниками и балансодержателями
историко-культурных ценностей (организации):
1. копия
документа, удостоверяющего личность;
2. копия
документа, удостоверяющего права собственности (регистрационное удостоверение);
3. копия
свидетельства (лицензии) регистрации юридического лица.
Охранная
доска
Одним из обязательных условий
обеспечения сохранности историко-культурной ценности является установка охранной
доски, на которой размещается информация о принадлежности этой недвижимой
историко-культурной ценности к историко-культурному наследию Республики
Беларусь.
Охранная доска изготавливается за
счет средств собственника историко-культурной ценности (статья 104 Кодекса) по
форме, установленной постановлением Министерства культуры Республики Беларусь
от 28.12.2016 № 89.
Паспорт историко-культурной ценности
На историко-культурную ценность
оформляется паспорт историко-культурной ценности единой формы, утвержденной постановлением
Министерства культуры Республики Беларусь от 28.12.2016 № 89.
Паспорт составляется научными
организациями, музеями проектными организациями, в штате которых имеются
специалисты с опытом работы по охране историко-культурного наследия.
Составление паспорта материальной
историко-культурной ценности обеспечивается за счет средств собственника (пользователя)
материальной историко-культурной ценности, землепользователя, на земельном
участке которого размещается недвижимая материальная историко-культурная
ценность (статья 100 Кодекса).
Зоны
охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей
В соответствии со статьей 105
Кодекса для обеспечения сохранности недвижимой материальной историко-культурной
ценности устанавливаются зоны охраны этих историко-культурных ценностей.
Зоны охраны историко-культурных ценностей и их
режимы содержания и использования определяются проектом зон охраны, который
разрабатывается для данной историко-культурной ценности и утверждается
Министерством культуры Республики Беларусь. Данным проектом устанавливаются
границы, определяется площадь вблизи памятника архитектуры, в пределах которой
либо полностью ограничено строительство, либо ограничена этажность новых
сооружений.
Проект зон охраны разрабатывается
за счет средств собственников (пользователей) этой историко-культурной
ценности.
Разработка градостроительной и
землеустроительной документации, а также другой проектной документации,
реализация которой может оказать воздействие на историко-культурные ценности,
без нанесения зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей
либо без их установления запрещается.
Производство
работ на объектах историко-культурного наследия
Научно-исследовательские, проектные
и ремонтно-реставрационные работы на материальных
историко-культурных ценностях и (или) в зонах охраны недвижимых
историко-культурных ценностей могут выполняться только при наличии разрешения
Министерства культуры Республики Беларусь (статья 115 Кодекса), которое
выдается управлением по охране историко-культурного наследия и реставрации
Министерства культуры Республики Беларусь по адресу:
В целяхупрощения проведения
отдельных видов ремонтно-реставрационных работ на недвижимых
историко-культурных ценностях категории «3», являющихся памятниками
архитектуры, а также работ по текущему ремонту, замене оконных и дверных
заполнений, срочным противоаварийным работам Министерством культуры Республики
Беларусь определен следующий порядок.
Поскольку
разработка научно-проектной документации на выполнение вышеуказанных работ не
осуществляется, то получение разрешения Министерства культуры Республики
Беларусь на выполнение научно-исследовательских и проектных работ на
материальных историко-культурных ценностях, предусмотренного статьей 115
Кодекса, не требуется.
В целях
обеспечения соблюдения требований Кодекса в части охраны историко-культурного
наследия, в Министерство культуры Республики Беларусь предоставляется программа
работ, позволяющая сделать выводы о том, что материалы и методика проведения
работ соответствует применяемым в реставрации.
Разработать
программу работ может лицо, обладающее соответствующими профессиональными
знаниями, т.е. имеющее свидетельство на руководство разработкой
научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ на
материальных историко-культурных ценностях (список специалистов на сайте
Министерства культуры Республики Беларусь kultura.by).
Справочно:
К текущему ремонту относится деятельность,
которая производится с целью предотвращения дальнейшего интенсивного износа,
восстановления неисправности и устранения повреждений конструкций и инженерного
оборудования зданий и сооружений. Такие работы на историко-культурных ценностях
предполагают использование натурального материала (аналогичного имеющемуся
изначально). В случае, если исходный материал неизвестен, необходимо направить
заявление в Министерство культуры о разрешении на производство работ с
указанием предполагаемого материала. По результатам рассмотрения заявления
будет предложен новый материал или одобрен предложенный Вами, или будет
рекомендовано провести химико-биологическую экспертизу.
Работы по поддержанию должного
технического и санитарного состояния объектаисторико-культурного наследия (кроме работ на фасадах), в том числе работы по
их ремонту в рамках охранного обязательства, а также работы по переустройству и
(или) перепланировке жилых помещений, расположенных в зданиях, которые являются
историко-культурными ценностями (кроме работ по замене заполнений дверных и
оконных проемов, по застеклению лоджий и балконов) могут выполняться без
получения разрешения Министерства культуры Республики Беларусь.
Отчисления
за предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредственное
воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны историко-культурной
ценности
Указом Президента
Республики Беларусь от 18 октября 2007 года № 527 «Аб некаторых пытаннях аховы гісторыка-культурнай спадчыны», определено,
что собственникам (пользователям) необходимо осуществлять отчисления за предпринимательскую
деятельность, которая оказывает непосредственное воздействие на
историко-культурную ценность или зоны охраны историко-культурной ценности,
выплаты компенсаций за вред, который причиняется историко-культурной ценности
либо зонам охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей.
Средства перечисляются на расчетный счет Министерства культуры
Республики Беларусь: BY73AKBB36309000000130000000, наименование
банка ОАО «АСБ «Беларусбанк», г. Минск, ул. Дзержинского, 18, код банка AKBBBY 2X, УНП 100618574.
Ответственность
за несоблюдение законодательства Республики Беларусь в сфере охраны
историко-культурного наследия
Кодексом Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях» предусмотрены следующие меры за нарушение
законодательства в сфере охране историко-культурного наследия.
Статья
20.1.Невыполнение обязанностей по подписанию и (или) соблюдению требований охранных
обязательств Невыполнение предусмотренных законодательством о культуре
обязанностей по подписанию и (или) соблюдению требований охранных обязательств
– влечет наложение штрафа в размере до восьми базовых величин, на
индивидуального предпринимателя – до двадцати пяти базовых величин, а на
юридическое лицо – до пятидесяти базовых величин.
Статья
20.2.Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных
ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным
ценностям Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на
историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу
уничтожения, повреждения историко-культурных ценностей, – влекут наложение
штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального
предпринимателя – от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до
пятисот базовых величин.
Статья
20.3.Уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или
культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной
ценности Уничтожение, повреждение историко-культурных ценностей или культурных
ценностей, обладающих отличительными духовными, художественными и (или)
документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев для
придания им статуса историко-культурной ценности, совершенные по
неосторожности, либо их утрата вследствие небрежного хранения – влекут
наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального
предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо –
до пятисот базовых величин.
Статья
20.4.Нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых
материальных историко-культурных ценностей Нарушение режимов содержания и (или)
использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей
– влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на
индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое
лицо – до пятисот базовых величин.
Статья
20.5.Несоблюдение требований об ограничении прав собственника историко-культурной
ценности Смена места нахождения (хранения), условий содержания и использования
историко-культурной ценности, за исключением историко-культурной ценности,
включенной в Музейный фонд Республики Беларусь, без согласования с местным
исполнительным и распорядительным органом либо передача историко-культурной
ценности во владение или пользование Вооруженным Силам Республики Беларусь,
другим войскам или воинским формированиям – влекут наложение штрафа в размере
от десяти до тридцати базовых величин.
Статья
20.6.Незаконный поиск и оборот археологических артефактов
1. Поиск археологических
артефактов, осуществляемый без разрешения на право проведения археологических
исследований, – влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти
базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения,
орудий и средств совершения административного правонарушения или без
конфискации таких орудий и средств.
2. Приобретение, продажа, дарение,
мена, залог археологических артефактов в случаях, запрещенных законодательными
актами, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности –
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с
конфискацией предмета административного правонарушения.
Статья
20.7. Нарушение
порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ Нарушение
порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ в местах,
где велись боевые действия или совершались карательные акции, – влечет
наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Ответственность за нарушение
законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия предусмотрена и
Уголовным Кодексом Республики Беларусь:
- статья 344. «Умышленные
уничтожение либо повреждение историко-культурных ценностей или материальных
объектов, обладающих отличительными духовными, художественными и (или)
документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора
материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности, –
наказываются общественными работами или штрафом, или арестом на срок до шести
месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на
тот же срок»;
- статья 345. «Уничтожение, повреждение историко-культурных ценностей или материальных объектов, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности, совершенные по неосторожности, либо их утрата вследствие небрежного хранения, повлекшие причинение ущерба в крупном размере, – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до одного года».