СЛУЖБА В ЗОНЕ ОТЧУЖДЕНИЯ. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ
26.04.2025
Коварный враг – радиация – задела своим черным крылом свыше 14000 сотрудников органов внутренних дел Беларуси, которые принимали непосредственное участие в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Что же касается Гродненщины, то у нас зарегистрировано почти 1500 ликвидаторов. Около 80 из них являлись сотрудниками Слонимского РОВД и в составе сводных отрядов регулярно направлялись на службу в «зону» на протяжении четырех лет (с 1986 по 1989 год). Накануне памятного дня журналист «СВ» встретился с ветеранами милиции Владимиром Антоновичем Кулаком и Петром Станиславовичем Трубило, которые 35 лет назад несли службу в 30-километровой «зоне отчуждения».
80-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ 28 марта подполковнику милиции в отставке Владимиру Антоновичу Кулаку исполнилось 80 лет. Он родился накануне Великой Отечественной войны в многодетной крестьянской семье в деревне Рудавка Озерницкого сельсовета. Родители Татьяна Сафроновна и Антон Павлович всем своим детям дали высшее образование. Старший сын – Михаил Антонович стал врачом, в свое время был заведующим офтальмологическим отделением Слонимского ТМО. Дочь – Елена Антоновна работала инженером на Рижском судостроительном заводе. Сам Владимир Антонович окончил заочную Высшую Московскую партийную школу при ЦК КПСС. Прежде чем прийти на службу в милицию, он прошел закалку в Вооруженных Силах СССР. Служил в Забайкалье. Здесь младший лейтенант Кулак встретил свою супругу Марию Семеновну, с которой они душа в душу прожили более 55 лет. Вернувшись в Слоним в 1967 году, Владимир Антонович работал на различных руководящих должностях: инструктором орготдела Слонимского райкома КПБ, секретарем парткома в совхозе «Победитель», заместителем начальника автоколонны 2451 (теперь автобусный парк № 3), председателем партийной комиссии при горкоме партии. На последней должности В.А. Кулак курировал деятельность правоохранительных органов района (милиции, суда и прокуратуры), поэтому неудивительно, что вскоре руководство порекомендовало его на должность замполита в райотдел милиции.
ТРЕТИЙ ОТРЯД Сводный отряд милиции УВД Гродненского облисполкома, который составили 120 сотрудников из всех райотделов милиции Гродненщины, нес службу в «зоне» с 25 июля по 26 августа 1986 года. Замполитом подразделения был назначен В.А. Кулак. – Вечером 25 июля нас собрали в Гродно, – вспоминает Владимир Антонович, – мы были направлены на охрану 30-километровой зоны в окрестностях Чернобыльской АЭС. Рано утром 26 июля мы уже прибыли на место, сменили предыдущий отряд и приступили к несению службы… Нас разместили в школе в городском поселке Комарин на берегу Днепра. Тогда жара стояла неимоверная – 30-35 градусов. Нам были выданы индивидуальные средства защиты, респираторы и дозиметры в виде авторучек. А также был передан автотранспорт, который, впрочем, мы использовали редко. Во-первых, по жаре ездить в машине по полевым проселочным дорогам очень тяжело, а во-вторых, было столько пыли, что даже респираторы не спасали. За пять минут поездки в респираторе на губах образовывалась такая слизь, что мы решили от респираторов отказаться. Старались больше ходить пешком…
ВОЗДЕЙСТВИЕ РАДИАЦИИ – Для определения радиации, – рассказывает Владимир Антонович, – нам были переданы три дозиметрических прибора ДП-5А. Но потом выяснилось, что все они дают разные показания, и мы решили отвезти их на проверку в Чернобыль, в филиал Московского института Госстандарта. Когда мы туда приехали, нас подняли на смех. Мол, откуда вы приехали и где такие приборы взяли, ведь они давно списаны… После проверки нам выдали справки на списание этих дозиметрических приборов…Так что, сколько мы набрали радиации в «зоне» – никто точно сказать не может. Все ликвидаторы проявили свой гражданский долг и личную ответственность. Никто не позволил себе хоть раз расслабиться. Это и стало залогом успешной работы сводных отрядов УВД Гродненского облисполкома в 30-километровой зоне. По итогам службы в «зоне» многие сотрудники милиции были награждены. В частности, В.А. Кулак был награжден нагрудным знаком «За отличную службу в органах МВД». Ряд слонимчан получили грамоты и благодарности.
В КРУГУ СЕМЬИ Свой 80-летний юбилей Владимир Антонович встретил в кругу семьи. Отмечу, что юбиляр является основателем милицейской династии. Его сын Сергей – майор милиции в отставке, внук Виталий – старшина милиции, служит в Слонимском РОВД. Старший сын Олег окончил факультет роботов и робототехнических систем БПИ, живет с семьей в Минске. Своими успехами радуют деда внуки: Дима, Славик, Ксюша и правнучки Маргарита и Полина.
ОПАСНАЯ КОМАНДИРОВКА Майор милиции в отставке Петр Станиславович Трубило родился 21 марта 1960 г. в д. Исаевичи (Деревновский с/с) в многодетной семье. С детства любил спорт. Занимался легкой атлетикой, биатлоном, лыжным спортом. В 10-м классе играл в футбол за сборную района. Окончил Высшую Минскую школу МВД СССР (1987 г.). С 1987 по 2000 гг. служил в Слонимском РОВД. За годы службы Петру Станиславовичу не раз приходилось оперативно решать сложные и ответственные задачи. Особенно в «лихие 90-е», когда он был начальником отделения уголовного розыска Слонимского РОВД (1992-1996 гг.). Об этом на страницах газеты мы не раз рассказывали нашим читателям. Сегодня ветеран вспоминает о тревожном лете 1986 года, когда он и его товарищи принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. – Когда произошла Чернобыльская трагедия, – вспоминает Петр Станиславович, – я учился на 4-м курсе Высшей Минской школы МВД СССР. В конце апреля нам объявили, что случилась авария и мы поедем ликвидировать ее последствия. Страха или волнения не было. Может быть потому, что мы до этого не сталкивались с губительным воздействием радиации. С 26 июня по 26 июля 1986 года наш отряд, в котором было около 130 слушателей школы МВД, осуществлял патрулирование так называемой «зоны отселения» в Брагинском, Хойникском и Наровлянском районах Гомельской области. Нас разместили в школе в деревне Стреличево Хойникского района. Питались мы в школьной столовой, мылись в походной армейской бане. Пайки были хорошие. Пить местную воду было запрещено, поэтому мы пили привезенную минеральную воду.
ПОКИНУТЫЕ ТЕРРИТОРИИ П.С. Трубило рассказывает, что условия проживания были хорошие. Однако тягостным и гнетущим было впечатление от покинутых территорий. Тяжело было наблюдать, как некогда цветущие деревни начинали зарастать бурьяном, как по лесам блуждали одичавшие домашние животные и бывшие колхозные стада. Примыкающая к атомной станции «зона отчуждения» была обнесена забором с колючей проволокой, ее охраняли внутренние войска. А милиционеры сводного отряда несли дежурства в 30-километровой зоне отселения. – Основная наша задача состояла в охране общественного порядка, – говорит Петр Станиславович. – Мы сталкивались со случаями мародерства. Жители отселяемых деревень в спешке бросали все нажитое добро. С собой брали только самое необходимое. Во дворах стояли автомобили с полными баками, на кухнях стояли новые газовые баллоны, в комнатах – телевизоры, на стенах – ковры. Некоторые несознательные граждане, в основном южной национальности, проникали в дома, чтобы похитить имущество. Мы пресекали такие правонарушения.
НЕВИДИМЫЙ ВРАГ Дежурства милиционеров длились по 12 часов. Ликвидаторы осуществляли дежурства на контрольно-пропускных пунктах, патрулировали и охраняли от мародеров 30-километровую зону. Брошенные деревни в зоне отселения за считанные дни зарастали чертополохом, лопухами и сорной травой в человеческий рост. Через такие деревни вели только тропинки, по которым проходили дежурные патрули. Несколько пенсионеров из отдаленных деревень отказались уезжать, поэтому наряды милиции постоянно возили старикам продукты и помогали, чем могли. – Удивительно, но память сохранила даже самые незначительные события из той поездки, – вспоминает Петр Станиславович. – Я запомнил названия населенных пунктов, через которые проходили маршруты патрулирования. Самая сильная радиация была в деревнях: Бабчин, Гута, Дронки, Пирки, Савичи, Слобода, Спирижье. Удивило, что почти все дома были с соломенными крышами. Лопухи у дорог были просто огромные. Клубника и малина – просто загляденье. Но нас предупредили, что все ягоды и грибы в «зоне» очень поглощают радиацию. И есть их нельзя. Доводилось быть на переправе через Припять. Там по прямой было около 5 км до Чернобыля. Из средств индивидуальной защиты у нас были армейские респираторы. В жаркую погоду работать в них было крайне неудобно. Были дозиметры-накопители 1942 года выпуска. За 3-4 дня он становился полным. Но никто его нам не менял. Радиацию мы не чувствовали. Только замечали, что когда происходил очередной выброс – губы становились солоноватые. 35 лет назад – 26 апреля 1986 года – в 1 час 23 минуты на Чернобыльской атомной электростанции произошла катастрофа. В атмосферу было выброшено 190 тонн радиоактивных веществ. 8 из 140 тонн радиоактивного топлива оказалось в воздухе. Другие опасные вещества продолжали покидать реактор в результате пожара, длившегося почти две недели. Люди в Чернобыле подвергались облучению в 90 раз большему, чем при падении бомбы на Хиросиму. Но, несмотря на это, люди в форме – пожарные, милиционеры и военные – первыми шагнули в атомное пекло. Подвиг сотрудников милиции в Чернобыльской зоне не должен предаваться забвению. И пусть время все дальше и дальше уносит нас от тех страшных и трагических событий, но вычеркнуть их из памяти невозможно. Ведь забыть – значит повторить старые ошибки… Накануне 35-й годовщины Чернобыльской катастрофы выражаем глубокую признательность и благодарность всем ликвидаторам за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные во время ликвидации последствий аварии, мужество и героизм, благодаря которым были существенно уменьшены масштабы трагедии и спасены жизни многих людей. От всей души желаем вам здоровья, душевного спокойствия и семейного благополучия!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки: https://www.slonves.by/sluzhba-v-zone-otchuzhdeniya-vzglyad-skvoz-gody/