Официальный сайт
Адрес райисполкома:
231800, г. Слоним,
ул. Красноармейская, 40
Электронная почта:
slonim-ispolkom@mail.grodno.by
Телефон: 8-(01562) 5 03 11
Факс: 8-(01562) 5 04 52

ГУ "Слонимский районный краеведческий музей им.Стабровского

Музей им.Стабровского

Юридический адрес:
231800,
Республика Беларусь,
Гродненская область , г.Слоним,

пл.Ленина,1

Тел. 6-34-10, 6-34-09

http://slmuz.by//
УНП 590095861; ОКПО 293388144000
«ЦБУ №422 филиала №402
ОАО «АСБ Беларусбанк», код 689.
р/сч. 3632525000326»
.


Директор учреждения – Рыжак Наталья Константиновна

Слонимский районный краеведческий музей имени И.И.Стабровского один из старейших среди районных музеев в области. Основан музей археологом и краеведом, уроженцем хутора Орловичи Слонимского уезда Иосифом Иосифовичем Стабровским. Потомственный дворянин, полковник русской армии, участник первой Мировой войны, он всю жизнь свою посвятил изучению и сбору истории своей родины. Именно его этнографические, нумизматические, минералогические и другие коллекции составили основу первой музейной экспозиции в Слониме. Впервые музей открыл свои двери для посетителей 20 сентября 1929 г. Его экспозиция и фонды включали в себя около 5 тысяч экспонатов. В 1957 г. музей получил двухэтажное здание на площади Ленина дом №1, где находится и сегодня. За время своего послевоенного существования три раза перестраивалась экспозиция музея. Нынешняя площадь составляет более 400 кв.м. В трех экспозиционных залах расположен отдел природы, в шести – отделы истории от древнейших времен до современности. Учреждение имеет 2 выставочных зала: в здании музея (36 кв.м.) и в д.Жировичи (270 кв.м.). На совместной выставке с Минской Духовной Академией и Семинарией «Монастырские древности: музей церковного искусства» в д.Жировичи представлены иконы XVII-XIX вв., скульптуры XVII-XIX вв., редкие книги, живопись.

Общий музейный фонд включает в себя более 29000 экспонатов, среди которых есть очень редкие и уникальные. К таким экспонатам относятся: коллекция монет 17-19вв., в том числе клад польско-литовских монет 16-18вв., коллекция документов 16-19 вв., бронзовый бюст Наполеона, выполненный в Париже в 1885 г., цветной план г.Слонима 1825г., планы отдельных поместий 18-19вв., коллекции древних рукописей 16-19вв. и многие другие редкие и исторически ценные экспонаты.

Каждый год фонды музея пополняются еще на несколько сотен новых экспонатов. Ежегодно музей посещают более 25000 человек.

Сотрудники музея проводят экскурсии, тематические занятия со школьниками и дошкольниками, лекции, музейные занятия, а также подбор материалов из фондов музея по теме посетителей для написания дипломных, курсовых и других научных разработок. Каждый год в музее проходит по 15-20 выставок, которые посвящены знаменательным датам в жизни республики, города, известным землякам. Рассказывают о творчестве художников, народных умельцев, экспонируют уникальные фондовые коллекции.

Коллектив музея неоднократно награждался высокими наградами: почетные грамоты Министерства культуры, облисполкома, Слонимского райисполкома, Гродненского управления и Слонимского отдела культуры. Самая главная награда нашему учреждению: Диплом и специальная премия Президента Республики Беларусь 2002г. деятелям культуры и искусства в номинации «Музейное дело».


Историко-культурное наследие

Слоним - один из старейших городов Беларуси. В Ипатьевской летописи он упоминается под 1252 годом, однако следы поселения относятся уже к 11 веку. На территории "замчища", или "замка", - древнейшей части города - археологами обнаружены следы укрепленного городища, древнего замка и остатки деревянного и более позднего дворца, эти постройки сменяли друг друга в течение 12, 14, 16, и 18 в.в., сохраняя при этом постоянное местоположение в плане города. Построенный в 1520 г. князем Сапегой деревянный дворец с укреплениями вокруг использовался в 1631 - 1685 гг. для заседания сеймиков Великого княжества Литовского. Обветшавший дворец в 1768 г. по указанию нового владельца Слонима композитора М. Огинского был разобран. На его месте в 70-х годах 18 в. создается обширный архитектурный ансамбль. В него вошли: дворец, манеж, оранжерея, дома для придворных и гостей, типография, театр, хозяйственные постройки, регулярный парк. Известна была в 18 в. и типография Огинских, где печатались книги, ноты и т.п. Слоним в это время стал культурным центром региона. Велико было его и экономическое значение. Уникальный для 18 в. пятидесяти трехкилометровый канал Огинского, соединяющий бассейны Балтийского и Черного морей, превратил город в важную торговую пристань на реке Щара.

В монументальной архитектуре Слонима заметная роль принадлежит культовым зданиям. Некогда они входили в систему обороны города. Из восьми культовых каменных строений 17 – 18 вв. до наших дней дошли лишь костел бернардинок (костел непорочного зачатия св. Девы Марии), костел св. Андрея, синагога.
Слонимский костел бернардинок, построенный между 1664 - 1670 гг. в стиле барокко, представляет собой постройку зального типа с большим полукружием одной апсиды. В головной части высится монументальная ярусная башня. Она ассоциируется с замковыми башнями прошлых веков своей аскетичностью декорации и массивностью форм, гладкая стена апсиды, выходившая на торговую площадь, украшена фигурной рамой барочного рисунка. Стены расчленены пилястрами со своеобразными капителями; большие окна имеют лучковые арочные завершения.

Интерьер в 1751 - 1764 гг. украшается алтарями в стиле рококо. Стукковые орнаменты и скульптура выполнены мастером Геделем (Гезелем) по эскизам неизвестного художника. В 1764 г. к костелу пристроен каменный корпус монастыря с замкнутым квадратным двориком (архитектор И. Овадович). Монастырь обновлен после пожара в 1793 г. (занят больницей).

Большой художественный интерес представляла печь, облицованная изразцами работы белорусских мастеров 17 в. (не сохранилась). Время его строительства относится к 1639 - 1645 гг.; монастыря - к 1749 г. Высокая восьмигранная башня-колокольня на фасаде в своем основании усилена мощными контрфорсами. Башня была крепостным элементом постройки, и в арочных нишах имелись круглые бойницы. Достопримечательностью бернардирского костела являются две кубические постройки по бокам, крытые шлемовидными куполами (1668 и 1750гг.) За счет этого усилена силуэтная выразительность памятника, который в панораме города занимает видное место.

В некотором отдалении от исторического центра возвышается фарный костел св. Андрея (1775г.). Как памятник архитектуры позднего барокко, храм является выдающимся объектом по пластике фасада, богатству структурно-декоративной обработки. Основной декор сосредоточен на главном фасаде. Это - раскреповки, глубокие ниши, слоистые пилястры, фигурный фронтон. Две башни, поставленные под углом к фасаду, усиливают его пластическое построение. Скульптурное убранство интерьера несет черты искусства рококо. В архитектурный комплекс входят также брама и одноэтажный монастырский корпус. Костел св. Андрея находится в пространственно-планировочной связи с комплексом исторического центра города. Объем храма активно участвует в формировании панорамы Слонима.

К архитектурным достопримечательностям Слонима также относятся каплица св. Доминика и группа старых жилых и гражданских построек в историческом центре. Каплица (1745 г.) представляет собой небольшое ярусное сооружение, напоминающее верхний ярус башни костела. Формы ее барочные, упрощенные. Под каменным балдахином некогда стояла скульптура св. Доминика (сейчас опять восстановлена), как бы отмечая владения местного доминиканского монастыря.

Основная масса зданий старой части Слонима относится ко второй половине 19 - началу 20 вв. Для них в определенной мере характерна упрощенная орнаментальная обработка фасадов с использованием декоративных свойств кирпича. К постройкам в стиле модерн относятся здания банка (ул. Банковая),почты (ул. Маяковского) и другие, характеризующиеся разнообразием фасадных композиций и сочетанием различных отделочных материалов. Фрагменты старой рядовой застройки составляют значительную архитектурную среду современного города, фиксируют его живописную и своеобразную планировочную систему.

Среди исторической рядовой застройки удалось выявить здание бывшей ратуши, обозначенное на плане конца 18 в. и сохранявшее в чертежах свои первоначальные фасады и планы. Расположена бывшая ратуша на пересечении ул. Советской и Первомайской. Это - каменная двухэтажная постройка, которая раньше была оформлена четырехколонным портиком со скульптурной заставкой на фронтоне. Дворовый фасад до сих пор сохранил декорацию в виде пилястр, относящихся к 18 в.

В пригороде Слонима расположены усадебный комплекс Альбертин и парковый массив с прудами, относящиеся к первой половине 19 в. Каменный двухэтажный дом архитектуры классицизма в средней своей части имеет портик и развитую лестницу с вазами и скульптурами львов. Сохранившаяся хозяйственная постройка (бывшая конюшня) создана в духе подражательства старым художественным стилям. Это — массивная постройка с орнаментальной каменной кладкой и аскетичным декором.

В окрестностях Слонима (в 10 км вверх по Щаре) находится старая деревня Жировичи, гная крупным архитектурным ансамблем бывшего униатского монастыря. Первоначальные деревянные постройки не сохранились. На их месте, начиная с 17 в., был создан комплекс каменных сооружений. В конце 17 в. Жировичский монастырь считался самым богатым в Беларуси и Литве.

Строительство в Жировичах продолжалось до середины 19 в. К этому времени в комплекс входили Успенский собор, Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви, трехэтажный монастырь с семинарией, келий, трапезная, часовня и многочисленные подсобные постройки. Имелась небольшая типография. За оградой монастыря находились сад и пруды.
Успенский собор был заложен в 1613 г. В 1650 г. строительство было закончено.

Монументальная барочная постройка, двухбашенная по фасаду, была позднее перестроена и получила в первой половине 19 в. современный облик. Собор расположен на главной улице, которая в этом месте расширена, образуя площадь. Здание трехнефное, одноапсидное, увенчанное куполом. Глубина достигает 50 м при высоте свыше 35 м. Четкость плана несколько нарушена пристройками. С юга к собору примыкает зимняя церковь, с севера - переход в монастырский корпус. Внутри имеются шесть массивных устоев, на которые опираются своды и купол. В задней части над вестибюлем имеются хоры, на которые ведет лестница, размещенная в толще стены главного фасада. Интерьер собора характеризуется парадностью, которая достигается не только размерами внутреннего пространства, пластикой архитектурной ;екорации, живописью, но и хорошей освещенностью.

Фасад собора представлен дорической ордерной системой: спаренными колоннами в средней части, по одной в углах, и пилястрами на остальных поверхностях стен. Фасад имеет фронтонное завершение, декор совмещает в себе классические элементы и мотивы византийской архитектуры (портал). Наиболее интересной силуэтной частью храма является его купол (пролет около 10 м) с высоким световым барабаном.

Успенский собор возглавляет архитектурный комплекс монастыря и виден за много километров от Жировичей. Часовня Успенского собора расположена напротив него, через площадь. В своем построении она двухчастная. Нижняя - собственно часовня (в плане около 11x12 м); верхняя -звонница под куполом. Очевидно, время строительства часовни или ее реконструкция относится к первой половине 19 в. Ее архитектура близка собору и выполнена в формах классицизма.
Четвертый храм - это деревянная Георгиевская церковь, расположенная на старом кладбище недалеко от монастыря. Таким образом, Жировичи представляют собой населенный пункт, в котором сохранилось большое количество архитектурных памятников различных типологических групп.

Пройдя через арку главного входа на территорию монастыря, между собором и кельями, посетителю открывается Богоявленская церковь. Это - безбашенная церковь - каплица, построена в 1769 г. В плане она в виде прямоугольника (около 8x20 м) под двухскатной крышей. Впечатление растянутости фасада по вертикали достигается пучками тонких полуколонн, скульптурным щитом на главном фасаде, который выступает за пределы объема здания. Богатой пластике главного фасада противопоставлены аскетичные боковые поверхности стен. Усиливает силуэтное построение церкви декоративный граненный барабан под куполом. Выполнен он из дерева и врезан в стропила крыши.

Крестовоздвиженская церковь располагается на холме за Богоявленской церковью, образуя третий план застройки монастыря. Построена она также в 1769 г. в стиле барокко. Это - безапсидное сооружение, в плане прямоугольное (около 12x25 м), имеет внутри необычное решение в виде так называемой кальварии - храма, посвященного обряду, имитирующему паломничество в Иерусалим. Поднявшись по ступеням в храм, посетитель попадал на протяженную парадную лестницу.

Лестница занимает половину внутреннего пространства здания и выводит на алтарную площадку, торцовая стена которой искусно расписана перспективной живописью. В рисунке это была также лестница, зрительно как бы продолжающая существующую, окруженная аркадами, тянущимися к куполу с изображением распятия. За счет принятого архитектурного решения и перспективного рисунка достигнут иллюзорный эффект необычной глубины храма. Большие окна хорошо освещали внутреннее пространство, наполняя его светом, и позволяли посетителю уже от входа в деталях рассмотреть роспись интерьера.

Главный фасад церкви изящен по рисунку и динамичен в своем построении. В композиции фасада видна строгая симметрия. Дверной проем, окно, ниша, оконце барабана расположены на одной центральной оси. Этот прием усиливает впечатление устремленности вверх всего сооружения. Две высокие стройные башни с куполками, поставленные одна за другой, как бы фиксируют в пространстве главный и задний фасады храма, создают оригинальный силуэт постройки. Боковые фасады статичны, что достигается расстановкой пилястр более широким шагом и устройством окон по форме, приближающейся к квадрату.

Деревянная Георгиевская церковь 18 в. представляет собой простейший тип храма в виде прямоугольного сруба с апсидным прирубом. Крыша у западного фасада имеет небольшой барабан с куполом. Этот декоративный элемент выделяет главный фасад постройки.