22.04.2021
Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь в 2020 году.
Типичные
нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при
проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского
областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной
защиты населения Республики Беларусь в 2020 году.
1.Неправильное определение объекта для
начисления обязательных страховых
взносов.
1.1 Излишне начислены обязательные
страховые взносы :
на суммы пособий, выплачиваемых
из средств государственного социального страхования (нарушен пункт 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по
государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному
пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда
социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в
Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»,
утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень);
на суммы выходного пособия (нарушен пункт 2 Перечня) ;
на суммы выходного пособия в
связи с призывом на срочную военную службу (нарушен
пункт 2 Перечня);
на сумму материальной помощи в связи со вступлением в
брак, рождением ребенка; материальной помощи, оказываемой работникам в
соответствии с законодательными актами (единовременная выплата на оздоровление
при предоставлении трудового отпуска ст. 182 ТК) (нарушен пункт 7 Перечня);
на суммы выплат в пользу работника, являющегося инвалидом II группы, излишне начислены взносы в размере 28% на
пенсионное страхование (нарушена статья 4 Закона Республики Беларусь 29.02.1996 № 138- XIII «Об обязательных страховых взносах в
бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения
Республики Беларусь» (далее – Закон № 138- XIII )).
Суммы
обязательных страховых взносов и иных платежей, излишне поступившие в бюджет
Фонда, подлежат зачету в счет погашения числящейся за
плательщиком задолженности, а при отсутствии задолженности – в счет предстоящей уплаты обязательных
страховых взносов и иных платежей в Фонд, в соответствии с пунктом 24 Положения
об уплате обязательных страховых
взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в
бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения
Республики Беларусь, утвержденного указом Президента Республики Беларусь
16.01.2009 № 40 (далее – Положение об уплате взносов) .
1.2 Не начислены обязательные страховые взносы:
на сумму денежной помощи
молодому специалисту, оказываемую в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3
статьи 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З;
на материальную помощь к
юбилею;
на сумму компенсации за
неиспользованный трудовой отпуск;
на материальную помощь по
заявлению в связи с тяжелым материальным положением;
на суммы доплат за работу в
особых условиях труда, выплаченных согласно Указу Президента Республики
Беларусь № 441 от 25.09.2013 «О некоторых вопросах профессионального
пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»;
на суммы среднедневного
заработка, выплачиваемого за дни нахождения работника на курсах повышения
квалификации
(нарушена
статья 2 Закона № 138- XIII );
На основании пунктов 15, 16 Положения
об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день
просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки
рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных
страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных
платежей в бюджет фонда.
За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных
страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование
предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 Кодекса Республики Беларусь «Об административных
правонарушениях» (далее – КоАП) на должностное лицо в размере от двух до
двадцати базовых величин , а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере
двадцати процентов от неуплаченной суммы указанных взносов.
Плательщики обязаны представить
форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные
суммы выплат и обязательных страховых взносов.
2. Неправильное определение объекта для
начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.
2.1 Излишне начислены
взносы на профессиональное пенсионное страхование:
на сумму выплат, начисленных в
пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда (за период
нахождения на курсах повышения квалификации), а также за работу в особых
условиях труда ниже установленной нормы (отработана половина установленной
ставки) (нарушен пункт 2 статьи 7
Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З "О профессиональном
пенсионном страховании" (далее - Закон № 322-З);
Излишне перечисленные в бюджет
Фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование засчитываются в
счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее
отсутствии возвращаются плательщику в
течение 10 рабочих дней после подачи им заявления ( часть 2 пункта 24 Положения об уплате взносов ).
2.2 Не начислены взносы
на профессиональное пенсионное страхование:
на суммы премий к
профессиональному празднику;
на суммы выплат за дни
трудового отпуска, следующего за днем, связанным с работой во вредных условиях
труда;
на суммы компенсаций расходов
на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам;
на суммы выплат работникам, работающим во вредных условиях труда на полную ставку,
получаемую при условии занятости по основному месту работы и внутреннему совместительству (нарушен пункт 2 статьи 7
Закона № 322-З).
На основании пунктов 15, 16 Положения
об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день
уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального
банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых
взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в
бюджет фонда.
За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных
страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование
предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП на должностное лицо в размере от двух до двадцати базовых величин , а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере
двадцати процентов от неуплаченной суммы указанных взносов.
Плательщики
обязаны представить индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное
страхование по форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное
пенсионное страхование» (тип формы «корректирующая» за предыдущие периоды и тип
формы «исходная» за текущий период), отразив правильные сведения о периодах
работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное
пенсионное страхование.
3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов
и (или) взносов на профессиональное
пенсионное страхование.
3.1 Неуплата
в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на
профессиональное пенсионное страхование .
Сроки уплаты и суммы обязательных страховых
взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование определены
главой 2 «Уплата (взыскание) обязательных страховых взносов, взносов на
профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда» Положения
об уплате взносов.
За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных
страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование
предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП на должностное лицо в размере от двух до двадцати базовых величин , а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере
двадцати процентов от неуплаченной суммы указанных взносов.
3.2 Неполная уплата в
установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на
профессиональное пенсионное страхование.
Обязанность плательщика в
полном объеме уплачивать страховые взносы и (или) взносы на профессиональное
пенсионное страхование установлены пунктом 26 Положения об уплате взносов.
За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных
страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование
предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП на должностное лицо в размере от двух до двадцати базовых величин , а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере
двадцати процентов от неуплаченной суммы указанных взносов.
4. Нарушения при назначении, исчислении и
выплате пособий по временной нетрудоспособности.
При проверке правильности
назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности
наиболее часто встречаются нарушения пунктов 9.5, 10, 16, 18.5, 19.1, 19.2, 22,
23, 24 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной
нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение по ВН № 569):
в нарушение пункта 9.5 Положения по ВН № 569 в
период временной нетрудоспособности включен день, за который начислена
заработная плата;
в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 оплачен
день установления инвалидности;
в нарушение пункта 16 Положения по ВН № 569 при исчислении из фактического
заработка, размер пособия назначен ниже минимального, т.е. ниже 50% БПМ;
пособие за период временной
нетрудоспособности в связи с общим заболеванием назначалось за первые 12
календарных дней в размере 100% среднедневного заработка, а следовало в размере
80%;
в нарушение пункта 18.5 Положения по ВН № 569 пособие
за период ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет, а также за период
ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его медицинской
реабилитации назначено в размере 80%, а следовало 100% среднедневного
заработка;
в нарушение пункта 19.1 Положения по ВН № 569 неверно определялся размер пособия для применения ограничения 50% в случае
заболевания, причиной которого явилось потребление алкоголя.
Например: период общего заболевания составил 21 календарный день.
Размер пособия рассчитывается так: (12дн.*80% среднедневного заработка) +
(9дн.*100% среднедневного заработка).
В случае, когда причиной заболевания стало потребление алкоголя,
то расчет производится в следующем порядке: (6дн.* 0) + (6дн.*80%
среднедневного заработка)*50%) + (9дн.*100% среднедневного заработка)*50%);
в нарушение пункта 19.2 Положения по ВН № 569 пособие назначено в 100% размере от
установленного законодательством при нарушении режима, предписанного врачом,
следовало в размере 50%;
также, в случае нарушения
режима предписанного врачом, день неявки, удостоверенный листком
нетрудоспособности (т.е. день, назначенный на явку во время предыдущего приема
и отраженный в больничном листке) оплачивали в 100% размере от установленного
законодательством, следовало в 50% размере;
в
нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней
расчетного периода исключались полностью месяцы, в котором были периоды
трудового или социального отпусков, временной нетрудоспособности, следовало
исключать только сами периоды; для расчетного периода брали рабочие дни,
следовало календарные; из расчетного периода не исключали дни отпуска без
сохранения заработной платы, дни временной нетрудоспособности;
в нарушение пункта
23 Положения по ВН № 569 в случае,
когда число календарных дней расчетного периода составляет менее 30 календарных
дней, пособие рассчитывали из фактически отработанных дней и суммы заработка,
следовало из тарифной ставки;
в
нарушение пункта 24 Положения по ВН № 569 в заработок для исчисления
пособий работникам включались выплаты, носящие единовременный характер
(материальная помощь), включалась сумма оплаты трудового отпуска, пособия по
временной нетрудоспособности;
в
случае, когда работник отработал не все рабочие дни месяца, премия в этом
месяце включалась полностью, а не пропорционально отработанному времени.
Данные нарушения привели к переплатам и
недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с п.п. 15,
16 Положения об уплате взносов сумма выявленных при
проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на
которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального
банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
Также плательщики обязаны
представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»),
отразив правильные размеры пособий по временной нетрудоспособности. В случае
оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий
не удержаны с получателя), данные выплаты являются социальными льготами, и на
них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые
взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы
«исходная»).
5. Нарушения при назначении, исчислении и
выплате пособий семьям, воспитывающим детей.
При проверке правильности
назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей,
установлены следующие нарушения требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О
государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7- З»), Положения о порядке назначения и
выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569) :
в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в
государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока
беременности, назначалось в размере, установленном не на дату рождения ребенка,
а на дату его выплаты;
в нарушение пункта 2 статьи 11 Закона № 7-З пособие в связи с рождением ребенка выплачивалось в размере,
установленном не на дату рождения, а на дату его
выплаты; при назначении пособия не учитывался ребенок, рожденный ранее;
в нарушение статьи 13 Закона № 7-З неверно
определялся размер пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до 3 лет (часть 2) ; пособие не назначалось и не
выплачивалось за день исполнения ребенку 3 лет (часть 9); при назначении пособия не учитывали то, что мама
работала по договору подряда либо являлась индивидуальным предпринимателем (часть 3); пособие назначили без справки
с места жительства и о составе семьи как на второго ребенка, фактически ребенок
в семье один (часть 7) ; при выплате
пособия на второго ребенка, не учтен факт исполнения 18 лет старшему ребенку (часть 7);
в нарушение статьи 14 Закона № 7-З пособие на
ребенка от 3 до 18 лет при условии воспитания в семье ребенка в возрасте до 3
лет назначали и выплачивали на каждого ребенка, следовало 1 пособие на семью (часть 2 пункт 3);
в нарушение статьи 15 Закона № 7-З пособие на
ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей назначали и выплачивали на
ребенка, обучающегося в дневной форме получения образования за пределами
Республиками Беларусь (подпункт 4.4
пункта 4) ;
в нарушение статьи 22 Закона № 7-З пособие на детей
в возрасте от 3 до 18 лет назначено не с момента рождения младшего ребенка, а с
момента представления отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (часть 3.5); пособие на ребенка старше 3
лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначалось не со дня
рождения ребенка, а со дня, следующего за днем окончания периода освобождения
от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам.
Указанные нарушения приводили к завышению размера пособий
семьям, воспитывающим детей, которое органами Фонда не принимается к
зачету в соответствии с п. 15 Положения о Фонде социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента
республики Беларусь от 16.01.2019 № 40, а также занижению размера пособия,
которое подлежит доначислению.
В соответствии с п.п. 15, 16 Положения об уплате взносов сумма выявленных при проверке
нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую
начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка
Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов,
взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.
6. Нарушения при предоставлении путёвок на
санаторно-курортное лечение и
оздоровление.
В нарушение пункта 15 «Положения о порядке
направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление»,
утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О
санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера платы за путевку в сумму денежного дохода
получателя путевки не включали сумму трудовой пенсии по возрасту, что приводило
к занижению размера частичной стоимости, возмещаемой получателем;
в нарушение пункта 16 Положения № 542 сумма частичной платы за путевку
своевременно не перечислялись в бюджет Фонда.
На основании пунктов 15,
16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки
(включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования
Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты
обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное
страхование и иных платежей.
7. Нарушения при выплате пособия
(материальной помощи) на погребение.
В
нарушение статьи 32 Закона Республики
Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле» пособие на
погребение за счет средств государственного социального страхования выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца получения
пособия, следовало относительно месяца наступления смерти.
Недоплата пособия,
которая возникла в ходе проверки, подлежит доплате получателю пособия.
8. Нарушения при представлении документов персонифицированного
учета.
8.1. По представлению формы ПУ-1 «Анкета
застрахованного лица».
В
ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:
не
была представлена форма ПУ-1 на застрахованное лицо в случае изменения фамилии
при вступлении в брак (нарушен пункт 6 Инструкции
о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной
постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики
Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о порядке заполнения
форм ДПУ));
8.2 По представлению
формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».
В
ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие
нарушения:
несоответствие
сведений, указанных в форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении», сведениям,
указанным в приказах о приеме на работу и увольнении с работы (н арушен пункт 10 Инструкция
о порядке заполнения форм ДПУ);
непредставление и (или) представление с нарушением
установленного срока формы ПУ-2 (нарушен
пункт 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц
в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).
8.3. По представлению
формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».
В ходе проведения документальных
проверок плательщиков установлены следующие нарушения:
отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные
сведения» выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы; не
отражались суммы выплат, на которые начисляются обязательные страховые взносы; суммы
отпускных, пособий по временной нетрудоспособности отражены в месяце их начисления,
а не в месяцах, за которые они начислены (н арушен
пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;
заполнение
одной формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» по застрахованным лицам, выполнявшим
работы по нескольким гражданско-правовым договорам в одном отчетном периоде
(год); периоды работы по гражданско-правовым договорам не соответствуют
фактическим (н арушен пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм
ДПУ);
непредставление
или недостоверное представление формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» с указанием
вида деятельности «ДЕТИ» на лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в
возрасте до 3-х лет; не заполнялся вид деятельности «ПРЕМИЯ» на женщин,
находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и получающим
какие-либо выплаты; при отражении вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» не исключали
период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы (н арушен пункт 19
Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
непредставление и (или) представление с
нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (н арушен пункт 16 Правил).
8.4 . По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на
профессиональное пенсионное страхование».
В
ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие
нарушения:
отражение в форме ПУ-6 «Индивидуальные
сведения на профессиональное пенсионное страхование» выплат, на которые не
начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование; суммы отпускных отражены в месяце их начисления,
а не в месяцах, за которые они начислены (н арушен пункт 28 Инструкции о порядке
заполнения форм ДПУ);
некорректное отражение в
разделе 2 формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное
страхование» периодов занятости в особых условиях труда (нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или
индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов,
сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления
предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов,
отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные
сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.16 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до двадцати базовых
величин .
9. Нарушения при представлении отчета о средствах
Фонда социальной защиты населения
При проверке правильности
предоставления отчета о средствах Фонда социальной защиты населения формы 4-фонд
установлены следующие нарушения:
неверно отражались за 2018 суммы
начисленных обязательных страховых взносов; произведенных за счет бюджета фонда
расходов и количество дней временной нетрудоспособности, за которые начислены
соответствующие пособия; сумма частичной доплаты за выделенные работникам
путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление ( нарушены пункты 9, 11, 16, 23 Указаний по заполнению формы
ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного
внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»,
утвержденных приказом Министерства труда
и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2017 № 152);
неверно отражались за 2019
общая сумма выплат, начисленная работникам; сумма начисленных обязательных
страховых взносов, сумма частичной доплаты за путевки на санаторно-курортное
лечение и оздоровление; сумма расходов, произведенных плательщиком ( нарушены пункты 8, 12, 15, 19 Указаний по
заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета
государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики
Беларусь», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь от 30.11.2018 № 83).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или
индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов,
сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления
предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов,
отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные
сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.16 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до двадцати базовых
величин .