Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Слонимский районный исполнительный комитет
Главная / Объявления / Актуально
22.04.2021

Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь в 2020 году.

  Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь в 2020 году.   1.Неправильное определение объекта для начисления обязательных   страховых взносов. 1.1 Излишне начислены обязательные страховые взносы :   на суммы пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования (нарушен пункт 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров   Республики Беларусь от 25.01.1999   № 115 (далее – Перечень); на суммы выходного пособия (нарушен пункт 2 Перечня) ; на суммы выходного пособия в связи с призывом на срочную военную службу (нарушен пункт 2 Перечня); на сумму материальной помощи в связи со вступлением в брак, рождением ребенка; материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с законодательными актами (единовременная выплата на оздоровление при предоставлении трудового отпуска ст. 182 ТК) (нарушен пункт 7 Перечня); на суммы выплат в пользу работника, являющегося инвалидом II группы, излишне начислены взносы в размере 28% на пенсионное страхование (нарушена статья 4 Закона Республики Беларусь 29.02.1996   № 138- XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 138- XIII )).   Суммы обязательных страховых взносов и иных платежей, излишне поступившие в бюджет Фонда, подлежат зачету в счет погашения   числящейся за плательщиком задолженности, а при отсутствии задолженности – в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд, в соответствии с пунктом 24 Положения об уплате   обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного указом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 40 (далее   – Положение об уплате взносов) .   1.2   Не начислены обязательные страховые взносы:   на сумму денежной помощи молодому специалисту, оказываемую в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 статьи 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З; на материальную помощь к юбилею; на сумму компенсации за неиспользованный трудовой отпуск; на материальную помощь по заявлению в связи с тяжелым материальным положением; на суммы доплат за работу в особых условиях труда, выплаченных согласно Указу Президента Республики Беларусь № 441 от 25.09.2013 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»; на суммы среднедневного заработка, выплачиваемого за дни нахождения работника на курсах повышения квалификации   (нарушена статья 2 Закона № 138- XIII );   На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда. За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54   Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» (далее   – КоАП) на должностное лицо в размере от двух до двадцати базовых величин , а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы указанных взносов. Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы выплат и обязательных страховых взносов.   2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.   2.1 Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:   на сумму выплат, начисленных в пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда (за период нахождения на курсах повышения квалификации), а также за работу в особых условиях труда ниже установленной нормы (отработана половина установленной ставки) (нарушен пункт 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З "О профессиональном пенсионном страховании" (далее - Закон № 322-З); Излишне перечисленные в бюджет Фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование засчитываются в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии   возвращаются плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления ( часть 2 пункта 24 Положения об уплате взносов ).   2.2 Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:   на суммы премий к профессиональному празднику; на суммы выплат за дни трудового отпуска, следующего за днем, связанным с работой во вредных условиях труда; на суммы компенсаций расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам; на суммы выплат работникам, работающим во вредных условиях труда на полную ставку, получаемую при условии занятости по основному месту работы и внутреннему совместительству (нарушен пункт 2 статьи 7 Закона № 322-З). На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда. За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП на должностное лицо в размере от двух до двадцати базовых величин , а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы указанных взносов.   Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» (тип формы «корректирующая» за предыдущие периоды и тип формы «исходная» за текущий период), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование.   3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или)    взносов на профессиональное пенсионное страхование.   3.1 Неуплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование .   Сроки уплаты и суммы обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование определены главой 2 «Уплата (взыскание) обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда» Положения об уплате взносов. За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП на должностное лицо в размере от двух до двадцати базовых величин , а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы указанных взносов.       3.2 Неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.   Обязанность плательщика в полном объеме уплачивать страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование установлены пунктом 26 Положения об уплате взносов. За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП на должностное лицо в размере от двух до двадцати базовых величин , а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы указанных взносов.     4. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий по временной     нетрудоспособности.   При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности наиболее часто встречаются нарушения пунктов 9.5, 10, 16, 18.5, 19.1, 19.2, 22, 23, 24 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение по ВН № 569): в нарушение пункта 9.5 Положения по ВН № 569 в период временной нетрудоспособности включен день, за который начислена заработная плата; в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 оплачен день установления инвалидности; в нарушение пункта 16 Положения по ВН   № 569 при исчислении из фактического заработка, размер пособия назначен ниже минимального, т.е. ниже 50% БПМ; пособие за период временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100% среднедневного заработка, а следовало в размере 80%; в нарушение пункта 18.5 Положения по ВН № 569 пособие за период ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет, а также за период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его медицинской реабилитации назначено в размере 80%, а следовало 100% среднедневного заработка; в нарушение пункта 19.1 Положения по ВН № 569 неверно определялся размер пособия для применения ограничения 50% в случае заболевания, причиной которого явилось потребление алкоголя. Например: период общего заболевания составил 21 календарный день. Размер пособия рассчитывается так: (12дн.*80% среднедневного заработка) + (9дн.*100% среднедневного заработка). В случае, когда причиной заболевания стало потребление алкоголя, то расчет производится в следующем порядке: (6дн.* 0) + (6дн.*80% среднедневного заработка)*50%) + (9дн.*100% среднедневного заработка)*50%); в нарушение пункта 19.2 Положения по ВН №   569 пособие назначено в 100% размере от установленного законодательством при нарушении режима, предписанного врачом, следовало в размере 50%; также, в случае нарушения режима предписанного врачом, день неявки, удостоверенный листком нетрудоспособности (т.е. день, назначенный на явку во время предыдущего приема и отраженный в больничном листке) оплачивали в 100% размере от установленного законодательством, следовало в 50% размере;     в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода исключались полностью месяцы, в котором были периоды трудового или социального отпусков, временной нетрудоспособности, следовало исключать только сами периоды; для расчетного периода брали рабочие дни, следовало календарные; из расчетного периода не исключали дни отпуска без сохранения заработной платы, дни временной нетрудоспособности; в нарушение пункта 23 Положения по ВН № 569   в случае, когда число календарных дней расчетного периода составляет менее 30 календарных дней, пособие рассчитывали из фактически отработанных дней и суммы заработка, следовало из тарифной ставки; в нарушение пункта 24 Положения по ВН № 569 в заработок для исчисления пособий работникам включались выплаты, носящие единовременный характер (материальная помощь), включалась сумма оплаты трудового отпуска, пособия по временной нетрудоспособности; в случае, когда работник отработал не все рабочие дни месяца, премия в этом месяце включалась полностью, а не пропорционально отработанному времени. Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с п.п. 15, 16 Положения об уплате взносов сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты. Также плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные размеры пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не удержаны с получателя), данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»).   5. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.   При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения   требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7- З»), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569) : в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначалось в размере, установленном не на дату рождения ребенка, а на дату его выплаты; в нарушение пункта 2 статьи 11 Закона № 7-З пособие в связи с рождением ребенка выплачивалось в размере, установленном не на дату рождения, а на дату его выплаты; при назначении пособия не учитывался ребенок, рожденный ранее; в нарушение статьи 13 Закона № 7-З неверно определялся размер пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до 3 лет (часть 2) ; пособие не назначалось и не выплачивалось за день исполнения ребенку 3 лет (часть 9); при назначении пособия не учитывали то, что мама работала по договору подряда либо являлась индивидуальным предпринимателем (часть 3); пособие назначили без справки с места жительства и о составе семьи как на второго ребенка, фактически ребенок в семье один (часть 7) ; при выплате пособия на второго ребенка, не учтен факт исполнения 18 лет старшему ребенку (часть 7); в нарушение статьи 14 Закона № 7-З пособие на ребенка от 3 до 18 лет при условии воспитания в семье ребенка в возрасте до 3 лет назначали и выплачивали на каждого ребенка, следовало 1 пособие на семью (часть 2 пункт 3); в нарушение статьи 15 Закона № 7-З пособие на ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей назначали и выплачивали на ребенка, обучающегося в дневной форме получения образования за пределами Республиками Беларусь (подпункт 4.4 пункта 4) ;   в нарушение статьи 22 Закона № 7-З пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет назначено не с момента рождения младшего ребенка, а с момента представления отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (часть 3.5); пособие на ребенка старше 3 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначалось не со дня рождения ребенка, а со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам. Указанные нарушения приводили к завышению размера пособий семьям, воспитывающим детей, которое органами Фонда не принимается к зачету в соответствии с п. 15 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента республики Беларусь от 16.01.2019 № 40, а также занижению размера пособия, которое подлежит доначислению. В соответствии с п.п. 15, 16 Положения об уплате взносов сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.   6. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение   и оздоровление.   В нарушение   пункта 15 «Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление», утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера платы за путевку в сумму денежного дохода получателя путевки не включали сумму трудовой пенсии по возрасту, что приводило к занижению размера частичной стоимости, возмещаемой получателем; в нарушение пункта 16 Положения № 542 сумма частичной платы за путевку своевременно не перечислялись в бюджет Фонда. На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.   7. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение.   В нарушение статьи 32 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле» пособие на погребение за счет средств государственного социального страхования выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца получения пособия, следовало относительно месяца наступления смерти. Недоплата пособия, которая возникла в ходе проверки, подлежит доплате получателю пособия.   8. Нарушения при представлении документов персонифицированного учета.   8.1.   По представлению формы ПУ-1 «Анкета застрахованного лица».   В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения: не была представлена форма ПУ-1 на застрахованное лицо в случае изменения фамилии при вступлении в брак (нарушен пункт 6 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ));   8.2 По представлению формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».   В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения: несоответствие сведений, указанных в форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении», сведениям, указанным в приказах о приеме на работу и увольнении с работы (н арушен пункт 10 Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ); непредставление   и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-2 (нарушен пункт 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).   8.3. По представлению формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».     В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:   отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы; не отражались суммы выплат, на которые начисляются обязательные страховые взносы; суммы отпускных, пособий по временной нетрудоспособности отражены в месяце их начисления, а не в месяцах, за которые они начислены (н арушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ; заполнение одной формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» по застрахованным лицам, выполнявшим работы по нескольким гражданско-правовым договорам в одном отчетном периоде (год); периоды работы по гражданско-правовым договорам не соответствуют фактическим (н арушен   пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ); непредставление или недостоверное представление формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» с указанием вида деятельности «ДЕТИ» на лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; не заполнялся вид деятельности «ПРЕМИЯ» на женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и получающим какие-либо выплаты; при отражении вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» не исключали период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы (н арушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ); непредставление и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (н арушен пункт 16 Правил).   8.4 . По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».   В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения: отражение в форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» выплат, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование; суммы отпускных отражены в месяце их начисления, а не в месяцах, за которые они начислены (н арушен пункт 28 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ); некорректное отражение в разделе 2 формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» периодов занятости в особых условиях труда (нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).   За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.16 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до двадцати базовых величин .     9. Нарушения при представлении отчета о средствах Фонда социальной защиты населения   При проверке правильности предоставления отчета о средствах Фонда социальной защиты населения формы 4-фонд установлены следующие нарушения: неверно отражались за 2018 суммы начисленных обязательных страховых взносов; произведенных за счет бюджета фонда расходов и количество дней временной нетрудоспособности, за которые начислены соответствующие пособия; сумма частичной доплаты за выделенные работникам путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление ( нарушены пункты 9, 11, 16, 23   Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных приказом   Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2017 № 152); неверно отражались за 2019 общая сумма выплат, начисленная работникам; сумма начисленных обязательных страховых взносов, сумма частичной доплаты за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление; сумма расходов, произведенных плательщиком ( нарушены пункты 8, 12, 15, 19   Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2018 № 83). За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.16 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до двадцати базовых величин .